четверг, 19 июня 2014 г.

Экстремальный поход-приключение с риском для жизни.

День России подарил нам целых четыре выходных дня, которые просто нельзя не использовать. С идеями походов было очень тяжело, в связи с разрушительным паводком в Республике Алтай количество интересных маршрутов резко сократилось, проходимых велосипедных с заброской на автобусе и вовсе не осталось.
В последние дни перед праздниками было решено сходить в пеший поход по долине реки Яломан, зайти на водопад Кюр-Кюр-Кюре, перейти через перевал и выйти в Чендек, откуда можно будет уехать на автобусе домой.

Времени на подготовку и проработку маршрута практически небыло, во вторник вечером мы закупили продукты, а в среду сразу после работы отправились на автовокзал Барнаула, чтобы уехать в Горно-Алтайск на ночном автобусе. К сожалению, билетов на официальный рейс не осталось, пришлось ехать с частниками на Газеле. С одной стороны - это немного быстрее, но с другой стороны - полное отсутствие комфорта.
В час ночи мы были уже в Горно-Алтайске, и т.к. недорогие гостиницы здесь отсутствуют, решили переночевать в палатке прямо в городе) Тем более на вокзал нам нужно было вернуться к открытию - к 6 утра. Собственно на автовокзал мы пришли до открытия, и правильно сделали, т.к. как только открылись кассы, мы забрали последние 2 билета на улаганский автобус! Вот так повезло, думали мы. Желающих уехать огромное количество, и на пол-пути в автобусе ехало гораздо больше людей, чем должно быть. Ехали на сумках, на ступеньках, на коленках и кто как может. Проезд до Яломана стоил нам 390 рублей и по 200 рублей с человека за багаж.
И вот после длительного и утомительного переезда на газельках, мы стоим на старте маршрута. В походе участвовало два человека, я и Саша.
Начало путешествия нас радовало хорошей погодой, просохшими дрогами, и конечно красотами алтайской природы.
Как в любом приключении, никогда не знаешь, что может тебя ждать дальше.
Через несколько часов проходим деревню Большой Яломан. Пешеходный мост через реку уже восстановлен.
Недалеко за деревней делаем первый привал.
Отличная погода, замечательная природа и хороший темп дают надежду, что наконец-то у нас будет лайтовый поход без напряга.
На "сиесту" мы потратили полтора часа, хорошо отдохнули, выпили чая с печеньками и отправились дальше.
Вдоль реки на каждой поляне - пастбище домашних животных с хитрым искусственным поливом. Выше по течению от пастбища выкапывается канал от реки и проводится по дальней от реки стороне. Получается поляна окружена рекой и небольшим ручейком, но благодаря этому почва хорошо увлажняется и растет сочная трава.
В некоторых местах от такого обильного увлажнения из земли бьют настоящие родники, хотя на самом деле это из под дерна выходит избыток воды.
Вот альпийские поля заканчиваются, и дальше идти нужно по тропам и прижимам.
В некоторых местах тропа спускается снова к реке к живописным полянкам.

Прохождение тропы не представляет никаких трудностей,и уже возникают мысли как-нибудь прокатиться здесь на велосипеде.
Места здесь очень красивые, спокойные, других туристов встретить наверное невозможно, тем более на машинах.
Сделав еще один непродолжительный привал, отправляемся дальше, на сегодня по плану пройти максимальное расстояние, чтобы сделать запас на следующие дни для отдыха.
Солнце уже скоро скроется за горами.

Проходили мимо старого дерева, подошел поздороваться с ним.
На одной из полянок обнаружили небольшой пруд с кристально чистой водой и небольшим водопадиком. Глубина порядка полутора метров, но дно видно как будто воды там совсем нет.
Пройдя за первый неполный день 26 км., становимся на ночевку на одной из полянок.
Утром Саша варит кашу, я убираю палатку и фотографирую окрестности.
Окрестности, как вы можете видеть, невероятно красивы.

А тропа, по которой нам предстоит идти дальше, словно из сказки.
Чудесный цветущий лес.

Дальше снова начинаются пастбища. Коровы, пасущиеся в таких местах, должно быть дают очень вкусное и полезное молоко.
На одном из участков тропа уходит высоко над Яломаном, откуда открывается вид на долину,
и небольшой водопад. Но не тот, на который идем мы.
До водопада остается немного пройти по солнечным полянам,
цветущим тропам,
чьим-то лужайкам,
по цветущей тайге,
и заболоченным опушкам.
Еще одна поляна,
и через пару километров мы на месте. Водопад Кюр-Кюр-Кюре. Большой и шумный.
Вокруг водопада скалы, покрытые зеленью.
В период активного таяния снега в горах, водопад поражает своей мощью.
Отдохнув у водопада, двигаемся на тропу через перевал в Чендек. И тут нас ждет первый сюрприз - тропа идет через заросли мелкого колючего кустарника, ручьи и снега, и чем дальше - тем хуже.
И поскольку у нас все-таки приключенческий поход, решили сделать первую ошибку, изменить маршрут и обойти непролазную долину по гребню гор, для чего ломанулись покорять склон, на котором было меньше всего снега. На 2/3 высоты снег уже лежит сплошной полосой. Посмотрите налево:
На право посмотрите:
Ну что же, готовимся к худшему, тропить по пояс в снегу. Однако, как и в прошлом году на перевале за Ороктоем, снег на открытых участках оказался достаточно плотным, чтобы выдержать человека, и мы без особых проблем пошли дальше.
С первого плато видно всю долину, через которую мы прошли сегодня. Высота около 2000 м.
Но расслабляться рано, судя по топо-карте в навигаторе, нам нужно пройти через этот хребет, дойдя до высоты 2600 м., обойти вершину слева, и там дальше все должно быть хорошо. Между вершинами, к слову, видно лишь крутые обрывистые скалы, покрытые снегом со следами схода небольших лавин. В объятиях двух вершин мы увидели большое замерзшее озеро.
Долго ли, коротко ли, но мы вышли на плато на следующем уровне. Красота здесь удивительная.
Потрясающие мощные горы в снегу.
Вдалеке виднеется Белуха.
Немного отдохнув и перекусив на вершине, двигаемся вниз на другую сторону склона. Прыгая с камня на камень, постепенно выбираемся из царства холода и снега к зелени и лету.
Не смотря на некоторые трудности, кажется что мы сделали абсолютно правильный выбор, изменив маршрут. Идти здесь гораздо приятнее. Спустившись в долину с Теректинского хребта, проходим еще несколько километров и поздно вечером становимся на стоянку. Готовим классный ужин, отдыхаем. Из-за горы поднимается огромная Луна, освещая долину холодным синим светом.
Утром не торопясь собираем вещи, готовим завтрак. Все идет как нельзя лучше, маршрут проходится очень легко, от графика не отстаем, остается еще 25 км. по долинам до поселка Теректа, и кажется что торопиться совсем не стоит.
Неспеша идем по долине Теректы, наслаждаемся утренним морозцем, природой и чистейшим воздухом.
Немного очнуться от иллюзий помогло первое слияние Теректы с другой речкой. Перебродить ее оказалось не простой задачей, если Саша смог это сделать практически сразу, то вот меня чуть не смыло и пришлось искать другое место брода. Дальше мы встретили двух пастухов на лошадях, которые очень удивились, что нам удалось каким-то образом сюда попасть. Узнав откуда и куда мы идем, они сказали что дальше нам не перейти реку, ниже она уже будет слишком сильная. Как то раньше местные жители нам уже говорили что мы не дойдем до хребта, не перейдем его, но мы это сделали, и к словам алтайцев в этот раз сильно прислушиваться не стали.
По пути по фермам, увидели пару разорванных медведем тушек маралов или оленей, лежащих на солнышке и готовящихся к съедению. Зрелище мягко говоря не для слабонервных...
Уже в каких-то 15 км. от цели начинаются проблемы. Река во время паводка смыла тропы и мосты, и переправиться на другой берег становится не реально. Для того, чтобы обойти последний прижим нужно либо 2 раза перебродить реку, либо каким-то образом миновать обрывистую скалу. Здесь была совершена вторая ошибка (может конечно не вторая уже, но из критичных и грубых - вторая). Мы разделились. Саша шел вдоль берега, а так как я не хотел лезть по колючим кустам, грязи и лужам, я поднялся выше и шел по куруму. Первое время я видел Сашу внизу, и шел практически вровень с ним, но на одном из этапов, путь по верху оказался существенно легче нижнего, и  я ушел вперед, потеряв Сашу из виду. Через некоторе время я дошел до того самого обрывистого места, пройти по которому мне казалось невозможным. Посмотрев топо-карту, я увидел пологий спуск почти к мосту с вершины горы. Решил идти вверх, на высоту почти в 2000 м. Потратив огромное количество времени и сил, сняв невероятное количество клещей, я вышел на вершину, где меня ждало огромное разочарование - за вершиной следовал вертикальный скальный обрыв метров на 300.
Выхода больше не оставалось, только спускаться обратно вниз. По пути я делал еще несколько попыток уйти за эти скалы, но везде это была просто вертикальная стена. Вниз спускаться оказалось не менее сложно, чем подниматься, уклон просто огромный, стоя на склоне ты едва не задеваешь рюкзаком землю за спиной. Спустившись вниз, Сашу я естественно нигде не увидел, зато сверху заметил переправу через реку из поваленных деревьев. Раз он шел по низу, то он точно ее увидел и скорее всего перешел на другой берег. Это же сделал и я. По тропе по левому берегу я дошел до следующей переправы, перейти в брод через которую человеку просто не реально. Осмотревшись я увидел несколько следов людей и конные следы, идущие в обе стороны. Я решил, что Саня переправился на другой берег с пастухами, возвращавшимися с пастбищ. Т.к. ноги уже насквозь промокли, и шел я с большим трудом, решил на переправе просушить обувь, отдохнуть, подумать что делать дальше. Сначала была надежда, что Саня попросит пастухов вернуться за мной. Но время шло, никого не было видно. Стало понятно, что мне придется здесь ночевать, благо у меня была палатка, спальник и остатки еды.
Понятно, что это была не беззаботная ночь, спалось  с трудом, в голове крутились разные неприятные мысли, но к счастью мной никто не поужинал и не позавтракал. Поэтому с рассветом я пошел ниже по течению на разведку тропы. Пройдя около 1,5 километра по тайге, мне пришлось вернуться, т.к. дальше путь преграждала еще одна горная река. Вернувшись на место, я снова стал ждать кого-нибудь на лошадях у переправы. До обеда никого не появилось, и я решил вернуться на фермы, чтобы попросить помощи у пастухов. За ночь переправу из деревьев уже смыло, и это на самом деле меня и спасло. На обратном пути к своему временному лагерю я увидел людей на скалах, оказалось они искали меня. Саня, выбравшись в Теректу по скалам, позвонил родителям, те сразу выехали на спасательную операцию, позвонили спасателям и в полицию. Если кратко, то все было примерно так, с happy end'ом. В реальности это были длинные и тяжелые два дня, огромное количество нового опыта и ощущений. Фотографировать не было ни желания ни времени, поэтому о последних двух днях - только текст. В целом с этой стороны хребта чего-то особенно и интересного вы не увидите.
На этом приключенческое путешествие можно считать оконченным, спасибо Сане, что не смотря на все трудности, пробрался как-то через скалы и организовал мои поиски, спасибо добрым людям, что помогли Саше в деревне, Сашиным родителям за активнейшее участие в поисках, полицейским и проводникам, что пошли искать меня. Хорошо, что хорошо кончается.