воскресенье, 5 мая 2013 г.

Пеший поход из Чемала в Онгудай: испытание на прочность.

В этом году в честь 1 мая правительство подарило народу аж 5 дней выходных, естественно их нужно использовать по полной! В начале весны в горах Алтая очень красиво, все цветет, и мы решили поехать посмотреть на это. Маршрут был запланирован очень насыщенный. Путешествие удалось на славу, и  почему оно на долго нам запомниться - читайте дальше.
Наше путешествие начинается в с. Чемал - это самое удаленное село по данной трассе, до которого идет рейсовый автобус. В 14:30 наш автобус прибывает на место, и мы отправляемся к первой достопримечательности - Чемальская ГЭС.
Здесь еще можно посмотреть на монастырь на острове Патмос, но мы не пошли на сам остров, а прошли мимо комплекса, затем по тропе вдоль Катуни, которая как раз ведет к ГЭС.
По пути наслаждаемся видами цветущего маральника.
В начале путешествия такая красота в диковинку, и хочется сделать много фотографий. За скалой будет поворот налево, и мы почти на месте. Здесь же проходит ЛЭП от ГЭС, а может и к ГЭС :)
Здесь уже видно слияние реки Чемал и Катуни. У Чемала вода изумрудная и прозрачная.
Ох уж эти туристы, обвешали все деревья своими ленточками...
Вот и она - Чемальская ГЭС. Скромно, конечно, когда слышишь ГЭС - ожидаешь увидеть что-то масштабное, мощное сооружение, а тут вот она какая. Перепад уровня наверное метров 5-6, много электроэнергии тут не добудешь. Как пишет Википедия, максимальная мощность всего 0,5 МВт - что очень мало. Сейчас ГЭС не используется по своему назначению, она осталась просто гидроузлом и попутно местной достопримечательностью. Вход на ГЭС платный, если вам недостаточно просто посмотреть на это снаружи, можете оплатить экскурсию и узнать о истории ГЭС, о ее строительстве заключенными в 1935 г., посмотреть как выглядят генераторы, ну и постоять на мостике над шлюзами.
Рядом можно купить типичные туристические сувениры, травы, мед, пострелять из лука, или прыгнуть на тарзанке и полетать над бурными потоками Чемала.
По подвесному мосту переходим на другой берег, фотографируемся в начале пути - еще полные сил и даже не подозревающие, что нас ждет впереди. Это я:
А это Александр:
Выходим с ГЭС, снова лавки с сувенирами. Вообще вход на ГЭС отсюда, но это не так важно для пешего туриста, машину нам парковать не нужно.
Сегодня 1 мая, и благодаря уникальному климату района Чемала, здесь уже во всю распускаются листья на деревьях, всё цветет.
Маральник, на цветение которого я хотел посмотреть, из-за ранней весны цветет уже везде и давно, и уже совсем скоро отцветет.
Половина нашего маршрута пролегает вдоль реки Катунь, по трассе. Дальше Чемала ездят крайне мало, поэтому машины нам встречались очень редко. Идем спокойно по обочине и дышим свежим горным воздухом с запахом разных цветов.
Впереди около 20 км. до первой ночевки. Вот слой из мелких камешков, почти песка, ему наверное очень много сотен тысяч лет, и если там покопаться, то наверное можно найти какое-нибудь окаменелое древнее животное.
Вершины гор, даже здесь, в снегу. Наша гора высотой чуть более 2 км. покрыта снегом даже летом.
Кто-то собирается сплавляться по Катуни.
Цветущее дерево.
Погода первого дня радует - тепло и солнечно, практически лето.
Горы с зарослями маральника. Чем дальше идем, тем больше его становится.
Больше всего его растет на левом берегу Катуни (мы на правом), но из-за того что солнце также с той стороны, сфотографировать его не получается.
Скалолазы тренируются.

Этот отрезок маршрута не имеет ничего интересного, никаких достопримечательностей, и хоть все и красиво, но немного надоедает.
Показался остров с деревьями, слева плато - значит скоро долина Че Чкыш.
Так оно и есть. Вход в долину огорожен забором, у входа сидит алтайка и собирает деньги за вход - 35 руб. с человека. Все законно, оформлено как личное подсобное хозяйство (ЛПХ), выписывают квитанцию. То что вход платный - это даже хорошо, людей сюда ходит много, но территория чистая, стоят лавочки, урны (полные бутылок от пива и других не здоровых напитков), есть туалеты. Ходят сюда посмотреть на водопад, полазать по скалам и может еще для чего.
Ручей от водопада что то слабенький...
Пришли мы уже поздно, на закате, зато вид отсюда в это время прекрасный.
Только солнце начинает заходить за горы, сразу становится прохладно.
Поднимаемся на смотровую площадку.

Сверху красивый вид на Катунь. Есть лавочки, столик с крышей. Можно сидеть и созерцать великолепный вид...
Но нам надо искать место для палатки, готовить ужин...
Поэтому делаем фотку, и отправляемся дальше в ущелье.
Водопад еще замерзший, поэтому и ручей слабый.
И снова маральник.
Уходим вглубь метров на 500 и ставим лагерь. Вода рядом есть, дрова тоже, разводим костер и готовим ужин. Кроме нас в ущелье было еще 4 человека, но они вскоре ушли.
Чего только не пишут про это ущелье и как его только не называют, ущелье духов, например. От этого, конечно, ночевать здесь немного жутковато. Но всезнающая Википедия развеивает всю мистику, и оказывается что и водопад здесь искусственный, и курганов нет, может хоть петроглифы настоящие?
Что уж точно здесь настоящее, так это звезды. Засиделись мы за разговорами у костра до поздна, небо ясное, звезд много, вот и решил поснимать перед сном.
Спалось хорошо, никакие духи не беспокоили. Ночью были заморозки, на траве иней, но никто не замерз - в палатке и нормальном спальнике вполне можно нормально ночевать. Встаем рано, в 6 часов, впереди самый длинный участок маршрута, около 35 км.
Еще несколько кадров в утреннем свете...

Не далеко от ущелья встретили трех барашков и теленка.
Увидев нас, они заблеяли и побежали к нам. Я сначала подумал, что они какие то не адекватные и агрессивные, но оказалось, что они наоборот очень дружелюбные.
Походив немного за нами, они пошли пастись в одном направлении, а мы путешествовать в другом.
Разнообразие цветов в начале мая поражает. И это я еще не все фотографировал и не все выложил!
Рядом пасутся кони. Правда какие-то они тощие.
Через 5 км. есть подвесной мост на другой берег Катуни. При желании усложнить маршрут, идти подальше от дороги - идеальный вариант. Но наш сегодняшний километраж итак немалый, и мы не стали усложнять себе жизнь.
Сходили на другой берег, и вернулись обратно. Как я уже говорил, на левом берегу маральника больше, он гуще и лучше)
За селом Еланда лезем в штольни - небольшие пещеры, из которых то ли добывали что-то, то ли искали, чего бы добыть... Одна прямо у дороги, метров 40 вглубь.
А так она выглядит изнутри. Здесь ничего интересного.
Чуть дальше есть еще одна, но вход на высоте 20-25 метров. Лезем туда. Здесь уже более разветвленная сеть тоннелей, какие-то приспособления, видны прожилки какого-то минерала, похоже мрамора. Добираемся до самой дальней точки штольни, выключаем фонарики и погружаемся в полную тишину и темноту. Классное ощущение! Через минуту начинает казаться что ты видишь стены, ощущение это на столько слабое и необычное, что кажется будто это галлюцинации. Но нет, протягиваешь руку - действительно видишь очертания стен. Даже если провести еще больше времени там, глаза не адаптируются к такому ничтожно малому количеству света, и передвигаться по пещере без фонаря не получится, тем более что мозг как то с недоверием относится к тому что видит.
Выходим из пещеры на свет божий.
Дальше можно пройти немного грунтовками.
Идем уже очень долго, а ороктойского моста все не видно.
За одним из поворотов наконец-то показалась наша цель.
Проходим еще километр, и видим в далеке опоры моста. Попутно фотографирую заросли маральника.
Вот мы и на ороктойском мосту. Построили его именно здесь потому что тут самое узкое место Катуни, и соответственно самое глубокое. По некоторым данным глубина достигает 70 метров! Течение здесь просто немыслимо быстрое.
На мосту встречаем знакомых велосипедистов. Надо же так получиться, ни они ни мы не знали о маршруте друг друга, и встретились именно на этом мосту.
Отходим немного от моста и делаем привал.
Впереди осталось еще 12 км. до села Ороктой.
Идем в основном грунтовками, только у поворота в ущелье к Ороктою выходим на дорогу.
Не доходя 2 км до Ороктоя, переходим ручей и ставим лагерь. Как оказалось, это было правильное решение, думаю вечером через село лучше не проходить...
На следующий день подъем снова в 6 утра. Если предыдущий день был с самым протяженным маршрутом, тот этот день с самым большим набором высоты, но и не малой протяженностью.
Проходим через село, вот Почта России.
Единственная вышка сотовой связи.
На выезде из деревни "дежурят" местные. Пройти мимо этих милых людей просто так нельзя, как же не побеседовать о жизни, да о разном. Местная молодежь очень общительна. Разговор с нами начал Жэка, не смотря на ранние утренние часы уже изрядно пьяный. То что он был пьян, нас и спасло, соображал он не очень быстро, поэтому немного поговорив мы вежливо попрощались и начали делать ноги. Жэка не хотел нас отпускать просто так, без "сувениров", но вернувшись к машине может уже и забыл о нас. Тем не менее, испытывать судьбу мы не стали, и так как сказали ему что идем в мраморный карьер, сами туда не пошли.
Перед строящейся тур. базой свернули в поля по направлению к нашей горе. Вон она, в снежной шапке.
На таком существенном изменении высоты природа меняется на глазах. Внизу альпийские луга усыпанные цветами.
А выше горная тайга, сухая трава.
Где-то 2/3 высоты набираем почти без проблем. Есть тропа, уклон еще не слишком крут. Пьем вкуснейшую воду из ручья, текущего с этой вершины.
Но вот дальше начинаются густые заросли кустов. С трудом забираемся вверх прорываясь через сухие заросли.
В кустах за нами наблюдает бурундучок.
Как оказалось заросли кустарника было не самым сложным испытанием на нашем пути. Дальше было все тоже самое, только еще и с мокрым снегом сначала по колено, потом по пояс. Вот тут началась настоящая проверка нашей воли. Набрать 300 м. по таким условиям крайне тяжелая задача. Идем мы с тяжелыми рюкзаками, без специального снаряжения, снег набивается в обувь, становится мокро и холодно. По навигатору нас ждет почти километр такого приключения! Через минут 20 такого испытания уже появляются мысли как бы и куда слиться. Вспоминаешь как лез через кусты, Ороктой, и понимаешь, что возвращаться в принципе не вариант, лезть вверх сил уже почти нет... Думаем может уже свернуть немного и идти не на вершину, а через перевал на дорогу... Слава Богу, горным духам, и не знаю кому еще, что была ясная солнечная погода. Если бы в этот момент пошел дождь, это был бы конец.
Преодалевая себя мы все таки выходим из зоны тайги со снегом, впереди только снег.
Светит яркое палящее солнце, а в лицо дует сильный морозный ветер - потрясающий контраст.
К счастью, снег оказался достаточно плотным, и спокойно выдерживал наш вес. Наши усилия были не напрасны, и мы пошли дальше, уже не проваливаясь.
Вид отюда открывается великолепный.
Вот в ущелье виднеется Ороктой.
На вершине тригопункт, на карте он отмечен на высоте 2045 м.
Каменная крепость на вершине.
Вокруг видно все на сотни километров, это одна из самых высоких точек этого района.
На вершине дует сильный ветер, поэтому снега здесь нет.

На вершине нашли небольшое укрытие от ветра, решили сделать здесь привал и отпраздновать восхождение. После такого я понимаю, зачем альпинисты идут в горы рискуя жизнью... Эмоции, получаемые после такого испытания невозможно описать словами!
Саша кипятит чай.
На горизонте видна вершина Белухи.
Выше только орлы летают.
Какая-то отметка, что написано на этом столбике уже не различить.
На месте нашей стоянки построил свою отметку.
Главная цель похода достигнута, теперь вниз, искать место для ночевки.
До подходящего места пришлось пройти 10 км, дошли уже на закате. На этом склоне очень сложно с водой. Весь снег на противоположном склоне, поэтому здесь все обозначенные на карте реки - пересохшие. Небольшой ручей удалось найти внизу долины, существенно отклонившись от маршрута. Так же здесь удалось поймать 2-х клещей)
Готовим ужин и спать, очень устали за этот день.
На утро нас ждал сюрприз - небо затягивали дождевые облака, и уже через некоторое время после нашего выхода пошел сначала снег, чуть ниже уже дождь. Идти 30 км. до Онгудая в таких условиях нам очень не хотелось, и мы решили изменить маршрут. Мы пошли через Н.Талду до Куроты, откуда можно уехать домой. Получилось 15 км. под дождем. В Куроте узнали у местных как можно свалить из этого чудесного места, оказалось что автобусы в нужном нам направлении уже прошли, но можно ехать на такси. Как вы думаете, сколько стоит доехать на такси из Онгудая до Горно-Алтайска (200+ км)? Почти как на автобусе - 500 руб. с человека. Договорившись с водителем, что он нас заберет в Куроте, как найдет еще пассажиров, мы пошли в закусочную, где промокшие и промерзшие поели горячей еды, попили чая за вполне разумные деньги. Вообще здесь алтайцы оказались очень дружелюбные и отзывчивые.
Доехав на такси до Горно-Алтайска, мы взяли билеты на автобус до Барнаула. Еще 4 часа пути, и мы дома.
На этом заканчивается наше незабываемое путешествие по Алтаю. Мы получили море самых разных эмоций, походный опыт, сделали некоторые выводы по организации и планированию маршрута, ну и самое главное преодалели себя и расширили границы своих возможностей.

Трек нашего похода:

Общая длина  пути 90,5 км.
Профиль высот получился такой:
Максимальная высота 2017 м. (хотя по навигатору было 2022 м.). Набор/сброс высоты: 3392 м ↑ / 2919 м ↓.
Бюджет похода на 4 дня, с учетом всех затрат, составил 3378 руб. на человека.