понедельник, 14 октября 2013 г.

Битва технологий: Sony NEX-F3 vs Sony Alfa 450

Прогресс не стоит на месте, и в мире цифрового фото постоянно появляются новые технологии, новые железки и стекляшки. Всего 3 года я пользовался Sony Alfa 450, и уже появилось два поколения цифровых камер. И начал я задумывать о переходе с зеркальной камеры на беззеркальную. Некоторые выводы, сравнения и мое мнение по этой теме читайте далее.
[Пишите в комментариях вопросы, буду отвечать и дополнять обзор]

Немного истории.

Вообще, откуда взялось зеркало и почему оно до сих пор есть? Все пошло от пленочных камер, в которых без зеркала было просто никуда - пленку можно было засветить только один раз, каждый кадр стоил денег и времени, поэтому нужно было наверняка правильно скомпоновать кадр. Цена ошибки была слишком высока.
С появлением цифровой фотографии частично эта проблема была решена, появилась возможность просматривать снятое фото сразу же, учесть ошибки и сделать еще сколько угодно кадров. Не смотря на появление экранов на камерах, зеркало никуда не делось поскольку первые экраны были дорогими, маленькими (и с маленьким разрешением), энергоемкими, и самое страшное - они практически полностью слепли на солнце.
Шли годы, корпорации учились делать дисплеи все с меньшим энергопотреблением, лучшей цветопередачей, большей плотностью пикселей, и вот уже в моей зеркальной камере появился режим Live View - т.е. возможность видеть картинку в режиме реального времени (как на мыльницах ;) ). Но все же разрешение дисплея не достаточное, чтобы увидеть детали важные фотографу, и на солнце картинка выцветает.
Следующей ступенью эволюции цифровой фотографии, на которую перешла Sony, стала замена подвижного зеркала на неподвижное полупрозрачное зеркало. Тут есть несколько важных моментов. Во-первых, в зеркальных камерах есть фазовый автофокус, который в сравнении с традиционным контрастным дает весьма значительное ускорение фокусировки, и эти датчики находятся как раз между зеркалом и окуляром вашего видоискателя. Т.е. отказаться от зеркала и не потерять быстрой фазовой фокусировки пока не возможно. Во-вторых, качество картинки сильно зависит от количества света попадающего на матрицу, а значит каждый фотон на счету, и основной световой поток все-таки должен идти на матрицу. Использование полупрозрачного зеркала направляет более 80% света на основную матрицу, а остальное... Да, в сильно затемненных очках сложно что-то разглядеть, 20% света не достаточно. Пришлось Сони приделать костыль к своим камерам в виде ЭВИ - электронного видоискателя. Те оставшиеся 20% процентов света идут на датчики фазовой фокусировки, а изображение вы видите с основной матрицы, создаваемое на маленьком экранчике с большим разрешением в окуляре. У такого решения есть один плюс - вы видите полный кадр (в зеркалках от 90%, и чем дороже камера тем ближе к 100%). Но минус во все еще низком для человеческого глаза разрешении, видна пикселизация. При искусственном освещении - мерцание картинки. Недостаточное освещение создает шумы. Да и вообще длительное вглядывание в ЭВИ утомляет глаза.
И вот Сони выпускает серию камер NEX, в которых полностью отказывается от зеркала, применяет большую матрицу и сменные объективы. Новая матрица, новый процессор, новые технологии создают большое искушение использовать новинку в своем творчестве. При этом инженеры Сони смогли встроить датчики фазовой фокусировки в саму матрицу (работает не со всеми объективами).
Вот это сегодняшний день фотографии, подумал я, и задумался над апгрейдом своей фототехники. Стоит это удовольствие не малых денег, особенно объективы, поэтому предварительно нужно все изучить и желательно протестировать. Нашел доброго человека, который дал мне на день новенькую Sony NEX F3, и я отправился на полевые испытания с ней и со старой верной Sony Alfa 450.

Полевые испытания.

Фотографий самой камеры вы здесь не увидите, таких обзоров полно в интернете. Для меня главной задачей было понять, на сколько удобно пользоваться камерой при съемке в полностью ручном режиме, как хорошо камера справляется со сложными кадрами, ну и вообще оценить впечатление от новых технологий.
Что касается использования камеры - это просто восторг! Камера компактная, легкая, поворотный высококонтрастный дисплей, быстрая фокусировка, быстрая работа камеры. От работы с камерой получаешь только положительные эмоции. Но данная камера предназначена все же для людей, предпочитающих автоматическую или полуавтоматическую съемку. Есть всего одно колесико, которым удобно крутить диафрагму в режиме А, или выдержку в режиме S. В режиме М работать уже гораздо сложнее, а если вы еще и любитель вручную выставлять баланс белого, то путь вам предстоит не близкий... Выставить все настройки в Sony NEX F3 дольше чем в моей Sony Alfa 450 раза в 3-4. Несколько лучше ситуация в Sony NEX 5 и выше, там есть 2 колесика, дополнительные кнопки и сенсорный дисплей.
У Sony NEX 3 и 5 нет ЭВИ, поэтому большое значение имеет качество экрана. Как я уже говорил, экран поворотный и имеет высокое разрешение, также он может похвастаться хорошей цветопередачей и высокой яркостью. Под прямыми солнечными лучами видимость пададет, не так сильно чтобы совсем ничего не видеть, но достаточно сильно чтобы уже не разглядеть оттенки и тона. По этому параметру камера опять же для автоматической и полуавтоматической съемки, где основною работу по настройке делает софт камеры.
Теперь пару слов о матрице. Матрица Sony CMOS Exmor HD, APS-C, по размерам такая же как в моей Sony Alfa 450. ISO 200 - идеально, ISO 400 - все еще бесшумна, ISO 800 еще можно считать рабочей, выше уже появляются сильно заметные артефакты. Такая же ситуация и с моей старой камерой, единственно старая матрица обладает немного лучшим динамическим диапазоном, днем в тенях у Sony NEX3 детализация немного хуже. Зато четкость и контрастность несколько лучше, чем у Sony Alfa, что больше является заслугой объектива.
Хорошая резкость на траве, листьях, недостаток динамического диапазона заметен на елях.

18 мм. HDR 3eV, надо было брать больше :)
Объективы с данной линейкой камер можно использовать только с новым байонетом Е. Объективы на уровне китовых у зеркальной линейки, но обладают оптической стабилизацией, за счет которой фотографии с рук получаются на Sony NEX несколько четче. Объективы не обоснованно дороги, выбор мал, а альтернатив нет. В продаже имеется специальный переходник от Sony байонет А - байонет Е, стоит около 6500 рублей без поддержки фазовой фокусировки и 12500 с поддержкой ее.
В комплекте идет типичный объектив 18-55 мм с f 1:3.5-5.6, оптической стабилизацией. Металлический. Качество объектива достойное. В некоторых обзорах читал негативные отзывы "продвинутых" фотографов по данному объективу, поэтому тестировал камеру с выключенными в настройках функциями удаления затемнений по краям, хроматической аберрации и дисторсии. Даже с выключенными улучшалками объектив рисует хорошую картинку, дисторсия в пределах нормы для широкого угла (18 мм), хроматическая аберрация слабовыраженная и не везде. В целом объектив на твердую 4+, плохо только то, что вы не купите что-нибудь лучшее, ибо нету.
Небольшое обновление: объективы для байонета Е делает еще Sigma, удалось найти несколько образцов на ebay.com, но они дублируют тоже, что делает сама Sony. Эти объективы немного дешевле, и возможно, отличаются чем то в лучшую сторону.
Широкий угол, 18 мм. Заметны искажения линий и формы. Хроматическая аберрация слабая.
Также 18 мм. Картинка сочная и контрастная, с отличной детализацией фактуры фасада.
 Все фотографии, выложенные здесь, снимались сразу в Jpeg, без обработки на компьютере.

18 мм, HDR 5eV. Хороший результат при очень ярком небе, почти контровом свете.

В данных камерах установлен новый процессор, не знаю уже какого поколения после моей зеркалки, но отличная обработка картинки очевидна. Появились дополнительные функции. Особенно приятно HDR с разницей 6 eV (в 450 альфе только 3 eV). Возможность съемки панорамы с рук - сшивается качественно, без косяков света или наложений, съемка 3d панорамы, ну и конечно же съемка FullHD видео 50 кадров в секунду.
Идеальную панораму все еще можно сделать только со штатива, с последующей обработкой, иначе идеальной четкости не добиться.
Для съемки панорамы нужна сноровка, камера бывает жалуется, что проводишь ее то сильно быстро, то сильно медленно...
Для полноценной съемки видео нужна хорошая быстрая карточка. Звук пишется стерео, с двух микрофонов на верхней стороне камеры. Качество видео я бы оценил как почти хорошее. Вроде бы и цвет отличный, и картинка плавная, но автофокус не всегда успевает, при динамичных сценах появляются артефакты. Возможно проблема была в недостаточно быстрой карточке (10 класс).
Еще одним интересным нововведением является возможность устанавливать специальные приложения. Это и приложения художественной обработки, и более профессиональные и специфические, такие как приложения для съемки тайм-лапса, приложения для съемки с брекетингом экспозиции, баланса белого, диафрагмы и даже фокуса, и многие другие. К слову, как и все аксессуары, программы больно дорогие, в среднем 600 рублей. Есть, конечно, несколько бесплатных.




Интерфейсные разъемы - стандартные: micro-USB, HDMI, карта SD. Разъема для пульта дистанционного управления и ИК-пульта нет, но этот недостаток можно решить купив специальное приложение. Плюс к этому в старших моделях, начиная с 5, есть Wi-Fi, с помощью которого можно подключаться к смартфону или планшету и использовать их как внешний экран и пульт спуска затвора.

HDR 2eV

HDR 3eV

Отсутствие оптического видоискателя создает дополнительную нагрузку на процессор, матрицу и экран, что повышает энергопотребление камеры. Аккумуляторы в камерах NEX и Alfa одинаковые, но если на свою альфу я могу снять более 1000 кадров (а если еще отключить экран, то и до 2000), то полного заряда NEX'y хватает на примерно 550 кадров без вспышки.


Какие выводы я для себя сделал? Sony NEX 5 для меня как вторая камера и камера для видео была бы идеальна. Камера для путешествий - превосходно. Как замена зеркалке - однозначное нет. По качеству фотографий с аналогичными объективами камеры абсолютно сопоставимы, но если на Sony Alfa 450 я могу купить качественный светосильный объектив с хорошей резкостью и той же стабилизацией или доступный, но не менее качественный Минолтовский, то на NEX пока что такой возможности нет. Если бы Sony выпустила NEX с байонетом А - я бы стоял первым в очереди за новинкой.

HDR 6eV, 18 мм
 На этом фото-день с Sony NEX F3 завершен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий